- Главная
- >
- Новости
- >
- Новости земельного рынка
- >
- Столичный девелопмент зароется под землю
Столичный девелопмент зароется под землю
Заброшенные бомбоубежища, а также иные подземные объекты гражданской обороны в столице, которые на данный момент находятся в запустении и не функционируют, могут отдать девелоперам для возможного дальнейшего наземного строительства на их базе. Уже сейчас в Москве планируется и просчитывается несколько вариантов проектов, в которых такие подземные сооружения обозначены в качестве основания новых наземных объектов.
Об этом в интервью агентству РИА-новости рассказал Игорь Харченко, заместитель начальника Научно-инженерного центра освоения подземного пространства «Мосинжпроекта». Специалист отметил, что перевод подобных объектов в гражданский статус и дальнейшее их использование в строительной сфере – это куда более потенциально эффективный и выгодный шаг, чем простой демонтаж.
По мнению Ольги Кочетовой, директора департамента оценки Knight Frank, реконструкция бомбоубежищ и прочих существующих подземных объектов представляет интерес, т.к. в данном случае часть работ уже сделана. «Проведены исследования грунтов, подготовлены предварительные расчеты. Кроме того, такие объекты, как правило, расположены в отличной пешеходной доступности в жилых микрорайонах», - добавила Кочетова.
В течение последующих пяти лет в Москве планируется соорудить более 3,5 млн кв.м подземных объектов недвижимости. В их число войдут парковки, инфраструктурные сооружения, торгово-развлекательные центры, предприятия бытового обслуживания. Помимо этого, на данный момент в городе изучается возможность сооружения подземных очистных сооружений, исходя из уже опробованного в Японии опыта.
Валентин Гаврилов, директор отдела исследований рынка CBRE, говорит о том, что наиболее интересными с коммерческой точки зрения выглядят объекты торговли, в том числе мелкорозничной. «Также возможные варианты включают кинотеатры, музеи, предоставление услуг. Можно также рассматривать варианты бюджетных гостиниц. Однако экономика данных проектов всегда будет носить сопутствующий характер по отношения к какой-то иной функции подземного пространства: например, транспортной. Что касается офисной недвижимости, то она вряд ли будет интересной, учитывая текущие уровни вакансии в данном сегменте рынка», - заключил Гаврилов.
Чиновники считают, что такой город как Москва, который уже сейчас является крупнейшим по территории мегаполисом в Европе, не должен расти только вверх и вширь. Подземный девелопмент при продуманном инженерном, проектном и технологическом просчёте может стать одним из важнейших резервов строительства, который планируется использовать для усиления эффективности городской инфраструктуры.
По словам Юрия Тараненко, директора департамента коммерческой недвижимости группы компаний RRG, освоение подземного пространства - это хорошее решение для такого мегаполиса как Москва. «Подземное строительство, особенно в центральной части города, которая наиболее интересна с точки зрения местоположения для всех сегментов рынка, позволит реализовывать новые проекты, т.к. возможности выделения новых наземных участков в центре столицы практически исчерпаны. За пределами центра подземные сооружения также позволят экономно расходовать наиболее «ценные» участки земли. Подземное строительство позволяет сохранять исторически сложившуюся застройку, а так же модернизировать существующие, морально устаревшие объекты, за счет организации подземной части, такие как давно действующие бизнес-центры или гостиницы», - добавил эксперт.
Помимо масштабного подземного строительства в Москве также развивают программу реновации малых инфраструктурных объектов подобного характера. Так уже существует план реновации подземных переходов в городе, исходя из которого, коридоры планируется отремонтировать и привести в современный вид. Также в ряде подземных переходов планируется открывать современные сетевые точки общепита, аптеки и другие ритейл-объекты.
В крупных городах мира, за счет освоения подземного пространства успешно решают и транспортную проблему, которая для Москвы очень актуальна. Например, тоннель «Дюплекс А86» объединяет северную и южную сеть автодорог Парижа, в Мадриде удаленные городские районы связывает между собой подземный дорожный проект «Мадрид-Рио».
При этом к работе с подземным пространством под Москвой нужно подходить крайне осторожно и продуманно. Строительство в этой зоне осложнено сложной геотехнической обстановкой, запутанной наслоенной инфраструктурой доставшейся в наследство городу от прошлых лет, а также крайне плотной наземной застройкой, которая тяжело сказывается на состоянии грунтов и инженерных объектов.
Сергей Михайлов