- Главная
- >
- Новости
- >
- Новости земельного рынка
- >
- Законопроект преткновения
Законопроект преткновения
Государственно-частное партнёрство является относительно новым понятием для российской экономики. Впервые попытки работать по такой системе предпринимались в 1990-х годах, однако ничего существенно с тех пор не изменилось, а у обоих сторон остаются вопросы и сомнения.
Так, в России основной проблемой реализации ГЧП является вопрос взаимной ответственности. Важно, чтобы и власти и бизнес исполняли свои обязательства по проектам. Сейчас на законодательном уровне нет пункта об обязательности исполнения плана реализации планировки. Складывается ситуация, когда, к примеру, власти строят инфраструктуру, вкладывает деньги, а бизнес при этом ничего не делает. При этом существует и обратная опасность - в Москве ГПЗУ на проект выдается на 5-6 лет, а бюджетное планирование рассчитывается на 3 года и бизнес опасается, что после этих трёх лет планы администрации изменятся.
Как сообщалось на деловом завтраке лидеров рынка девелопмента «Власть и бизнес: новая высота партнерства», правительство Москвы сейчас работает над тем, чтобы создать документ, регулирующий взаимную ответственность сторон.
В настоящее время существует основной федеральный акт, регулирующий ГЧП – закон о концессионных соглашениях. Он максимально охватывает мировой инструментарий работы на условиях государственно-частного партнерства. Что касается разработки федерального закона о ГЧП, то его создание обсуждается уже 5 лет, однако новизна и сложность его механизмов тормозят принятие.
Несмотря на то, что в более половины субъектов Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие процесс ГЧП, готовность инвесторов и власти работать по этой схеме невелика – лишь 16 регионов из 83 проявили активность в реализации подобных проектов.
Во всех мировых мегаполисах существуют одни и те же проблемы роста развития. В таких городах развитие без ГЧП невозможно. В Гонконге, к примеру, частный бизнес вкладывает порядка 50% от всех инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры. Однако в итоге, и финансово, и структурно, в выигрыше оказываются все. А в одиночку с развитием городов-мегаполисов не справятся ни бизнес, ни власти.
Пока что крупные инфраструктурные проекты и программа по реконструкции исторических объектов, где не всегда возможно вписать коммерческую составляющую, лежат на плечах государства. Тем не менее, все больше становится компаний, охотно подписывающих государственно-частные контракты на реализацию крупных проектов – трасс, дорожных развязок, ТПУ, железных дорог, линий метрополитена и других важных для любого жителя объектов.